К 90-летию Н.И. Пономарёва

15 мая 2012 года исполнилось бы 90 лет со дня рождения известного ленинградского учёного, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора педагогических наук, профессора Николая Ивановича Пономарева (15.05.1922-13.12.2004). Николай Иванович – крупнейший теоретик физической культуры. Действительный член Петровской академии наук и искусств. В течение многих лет он являлся членом редколлегии журнала «Теория и практика физической культуры», заместителем председателя экспертной комиссии ВАК, членом научно-методического совета комитета по физической культуре и спорту, членом социологической ассоциации международного комитета по социологии спорта и истории физической культуры при ЮНЕСКО. Его имя было неразрывно связано с развитием истории и теории физической культуры, теории спорта, социологии спорта и отраслевой педагогики. Он автор около 300 работ, среди которых 6 монографий, 6 учебников и большое число научных статей, учебных пособий, лекций и других публикаций. Более 40 работ были опубликованы в издательствах европейских стран. За лучшие работы в области физической культуры он в 1971 и 1987 годах был награжден золотой медалью Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту.

Жизненный путь и творческая деятельность Н.И. Пономарёва многогранны и наполнены не только повседневным кропотливым трудом, но и яркими знаменательными событиями, участником которых он был, подвижничеством настоящего русского интеллигента, посвятившего себя научному и педагогическому творчеству. Николай Иванович был исключительно эрудированным человеком. Его авторитет в научной среде был непререкаем. Он обладал глубокими, разносторонними знаниями, прекрасно знал отечественную и мировую литературу, был прекрасным рассказчиком, владел немецким языком. Знал все текущие публикации по теории и методики физической культуры, обладая блестящей памятью, помнил, кто и что написал автор по данной проблеме.

Работа для Николая Ивановича явилась главным смыслом его жизни, а аспиранты – родными детьми, за которых он в ответе не только в институте, аспирантуре, но и на протяжении всей жизни. На первом месте у него всегда были интересы дела и отношение к работе. Это был удивительный человек, при его энциклопедических знаниях и огромном жизненном опыте, он был прост и доступен в общении. Будучи известным авторитетным учёным, профессором, никогда не допускал снисходительного отношения к студентам, аспирантам, молодым преподавателям, напротив, с большим почтением относился к своим ученикам и коллегам. Он любил людей, верил в них, умел найти дорогу к душе человека.

Родился Николай Иванович 15 мая 1922 года в городе Омске, в рабочей семье. Николай Иванович прошёл со своей страной многие тяжелые этапы – индустриализацию, Великую Отечественную войну, послевоенное восстановление. Воевал в составе 374-й стрелковой Любанской дивизии на 1-м, 2-м и 3-м Прибалтийском фронтах, был контужен. Война для Н.И. Пономарёва закончилась в Латвии при ликвидации Курляндской группировки войск. За храбрость и личное мужество в боях он был награждён орденом Красной звезды и орденом Отечественной войны 1-й степени и многими боевыми медалями. Пройдя в жизни через многое, он не любил оглядываться назад, вспоминать о войне.

С 1945 по 1947 год Николай Иванович обучался на отделении лёгкой атлетики Высшей школы тренеров Государственного центрального института физической культуры им. И.В. Сталина, а с 1947 по 1948 год – уже в качестве студента спортивного факультета института. Будучи выпускником ГЦОЛИФКа и аспирантуры по кафедре теории и методики физического воспитания, Н.И. Пономарев закончил ещё и исторический факультет Казахского государственного университета (1958-1963).

В студенческие годы Николай Иванович весьма успешно занимался лёгкой атлетикой. В 1947 году он выполнил норматив мастера спорта СССР, стал чемпионом Москвы, призёром первенства СССР в беге на 100 м и чемпионом страны в эстафете 4х100 м, входил в число 10 лучших легкоатлетов страны на дистанциях 100, 200 и 400 м.

Продолжил обучение в аспирантуре на кафедре теории и методики физического воспитания ГЦОЛИФКа (1947-1951). После её окончания и защиты диссертации в 1952 г. Н.И. Пономарев направляется на работу в Казахский институт физической культуры. За 8 лет работы он прошел путь от старшего преподавателя до заведующего кафедрой теории физического воспитания и педагогики.

В 1950-е годы проявились две отличительные особенности его характера как ученого – это фундаментальность и целеустремленность. В кандидатской диссертации «Классовая сущность профессионализма и «любительства» в буржуазном спорте» (1951), он показал глубинную связь между социально-экономическим развитием общества и развитием физической культуры и спорта. Выдвинутые однажды научные положения не меняются, не отбрасываются. В процессе работы автор развивает, дополняет их, углубляет тем самым изучаемое направление, повышая уровень аргументации прорабатываемых явлений.

В 1960 году Николая Ивановича приглашают в ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта на должность доцента кафедры теории и методики физического воспитания. Творческий потенциал Николая Ивановича раскрывается по нарастающей. Его огромный вклад в развитие отечественной науки о физической культуре бесценен. После защиты кандидатской диссертации он занялся изучением процессов становления отечественной теории физической культуры и спорта. Это направление исследований в 1950-е годы только формировалось и было научно обосновано Н.И. Пономарёвым, а в последующие годы и определило направление развития теории физической культуры и спорта во многих странах мира.

В работах того периода Николаем Ивановичем поднят ряд оригинальных проблем, связанных с совершенствованием методологии исследования, а также сформулированы основные теоретические положения и практические задачи по улучшению системы подготовки физкультурных кадров. Выход каждой его монографии оказывал существенное влияние на развитие теории физической культуры. Большинство его публикаций 1970-х годов были посвящены теоретическим проблемам, в том числе «Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания» (монография), 1970; «Социальные функции физической культуры и спорта» (монография), 1974. Эти работы написаны просто и понятно, что отличает настоящих учёных. На них выросло не одно поколение специалистов.

Не будет преувеличением утверждение, что докторская диссертация Н.И. Пономарёва «Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания» (1967) – это целостная теоретическая концепция, опирающаяся на результаты фундаментальных исследований процессов, происходящих в мировой системе физической культуры и спорта. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что по своему охвату и глубине исследований диссертация предопределила направления работы многих последующих поколений учёных. Она стала одной из первых работ советских теоретиков, в которой показана вертикальная мобильность развития отечественной системы физической культуры и спорта. В ней синтезированы ранее сложившиеся педагогические учения, что позволило рассматривать теорию физической культуры как строгую научную дисциплину, свободную от умозрительности, решающую свои задачи на основе системного анализа и широкого применения математико-статистического аппарата. Впервые в материалах диссертации показано влияние социальных процессов, политики, искусства, науки, экономики развитие физической культуры и спорта. Н.И. Пономарев показал, что физическая культура может быть охарактеризована лишь трехмерной, интегративной моделью взаимодействия различных сфер человеческой деятельности.

Реально эти связи проявились в последние десятилетия в различных вариантах с различной степенью отчетливости и последовательности. Стремясь всё время идти в ногу со временем, Н.И. Пономарев опубликовал ряд статей, определяющих целую эпоху. Они позволяют провести определенные параллели с современной ситуацией в российской физической культуре.

Отличительной особенностью второго периода деятельности учёного является успешное сочетание научной и педагогической работы. Он активно участвует в работе многочисленных комиссий по проблемам развития отрасли, выступает на семинарах и конференциях. Как учёный Н.И. Пономарёв пользовался широкой известностью в СССР и продолжает пользоваться в России, СНГ и за рубежом. Он участвовал в работе двух диссертационных советов: ГДОИФКа им. П.Ф. Лесгафта и Военного института физической культуры. Он имел тесные научные отношения с московской теоретической школой, такими выдающимися её представителями, как Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков и многими другими.

В жизни невысокого роста он казался гигантом, благодаря манере речи и тому объёму информации, которым он поражал воображение студентов. В техническом плане его публичные Н.И. Пономарёва выступления на конференциях были безупречны. В них проявлялся его уникальный талант просто и понятно донести до студентов сложные вопросы. Для любой аудитории лекции он читал с легкостью без малейшего напряжения, реализуя возможности своего таланта. Интерес к ним был чрезвычайно велик. Яркие, изобилующие огромным количеством фактов, практических примеров, лекции легко запоминались. Казалось, что слушать его можно бесконечно, лекции проходили как один миг, причем запоминались навсегда. Свободных мест на его лекциях не было, в аудитории стояла тишина.

Будучи в полном расцвете сил, Николай Иванович постоянно жаждал новых знаний. Благодаря своей работоспособности он стал настоящей легендой, существующей вне временных границ. Нельзя недооценивать огромного влияния, которое Николай Иванович оказал на всё последующее поколение теоретиков. Он очень любил работать с молодыми учёными и студентами, прививая им любовь к самостоятельному мышлению, требуя точности в аргументации и формулировках основных понятий. Стать его аспирантом было очень перспективно и престижно. Его многочисленные ученики отмечают высокий научный уровень руководства, постоянную доброжелательность,заинтересованность в результатах труда своих учеников. Обладая прозорливостью, профессор Пономарёв умел увидеть в работах молодых учёных рациональное зерно и своим одобрением вдохновить на дельнейшие исследования.

Высокий авторитет Н.И. Пономарёва в экспертном сообществе определялся его умением поставить задачу, найти пути и методы её решения, увлечь учеников своими замыслами. Он сумел привить вкус к педагогической работе и своим ученикам, научил их любить и уважать студентов, поддерживать новые идеи. Он воспитал многих молодых учёных, которые в настоящее время работают в разных уголках нашей страны: в Москве, Мурманске, Новосибирске, Хабаровске, в Прибалтике, Узбекистане, Казахстане, Белоруссии, Украине. Под его руководством защитили кандидатские диссертации 60 специалистов и 7 человек стали докторами наук, среди которых были и представители ГДР, Кубы, Вьетнама, Кореи, Болгарии, Китая. Каждый из его учеников стал создателем собственных оригинальных исследовательских направлений. Предъявляя высокие требования к качеству научных работ, Н.И. Пономарёв активно помогал ученику искать новые подходы в теории физической культуры. Его советы по диссертации были воистину бесценны, давал советы – продуманные, логичные, четкие, подсказывал, где взять данные, какого автора почитать, над какими выводами еще поразмышлять. В процессе работы над рукописью он помогал советом, объясняя как правильно раскрыть содержание того или иного вопроса, редактировал текст. Он учил аспирантов логично, коротко и четко излагать свои мысли, анализировать и делать выводы. В этом он поступал в соответствии со старой демократической традицией русской профессуры – быть другом своих учеников.

Его усилиями на кафедре теории и методики физической культуры поддерживалась творческая атмосфера. На кафедральных научных сессиях проводились жаркие научные дискуссии.

Много внимания Николай Иванович уделял работе в системе повышения квалификации тренерских кадров: участвовал в разработке программ, сам читал лекции на курсах повышения квалификации.

Валерий ГРИГОРЬЕВ,

заведующий кафедрой физического воспитания СПбГУЭФ, доктор педагогических наук, профессор