29.03.2012. Яхтсмен, судья, организатор, конструктор, лауреат

29-uhin29 марта – знаменательная дата в истории отечественного парусного спорта. В этот день в Саратове родился Сергей Иванович Ухин, мастер спорта, судья всесоюзной категории, организатор спорта, конструктор, лауреат премии Совета Министров СССР.

Начиная с девятилетнего возраста, вся его жизнь была связана тесным образом с парусным спортом. В 1921 году был принят в команду матросом на один из гоночных швертботов Саратовского речного яхт-клуба. Одиннадцатилетним был переведен в число гоночной команды швертбота «Ушкуйник»и после сдачи теоретических и практических экзаменов на рулевого 11 разряда получил право самостоятельно выступать на открытых соревнованиях и плавать без ограничения района по Волге. В 1928 году, будучи командиром швертбота «Борей», Сергей Ухин выиграл первенство Саратова, победив в шести гонках из восьми.

Наряду с занятиями по парусному спорту он увлекался гребными спортом. Побеждал в гонках академических четвёрок распашных и в заездах по народной гребле в первенстве родного города.

В 1930 году участвовал в шлюпочном переходе военно-морских шестерок, организованном Центральным Советом Осоавиахима по маршруту Ленинград – Астрахань.

В 1931 году, проживая в Москве, организовал первую парусную секцию при водно-моторном клубе «Автодор», которая являлась одной из самых многочисленных организаций СССР. Переехав вскоре в Ленинград (здесь до войны он окончил Мореходное училище, Кораблестроительный институт, а после войны Академию морского флота СССР), и работая в Балтийском морском пароходстве, был назначен командиром двухмачтовой яхты «Большевик», принадлежащей яхт-клубу «Водник». Одновременно был председателем парусной секции «Водника» и председателем экзаменационной комиссии клуба.

В конце 1934-го и начале 1935 года плавал на морских судах Северного торгового флота. В это время частично отрывался от работы в яхт-клубе, но все же считался председателем Совета, принимая самое активное участие в восстановлении и постройке парусно-спортивного флота.

В 1936 году получил высшую квалификацию «Яхтенного капитана дальнего плавания», занял второе место на приз ВЦСПС в морской 300-мильной гонке на яхте «Большевик».

В 1937 году при создании нового ДСО «Моряк» организовал при обществе парусную секцию, организовал строительство флота из 10 вымпелов, доведя численность секции до 180 человек; выиграл абсолютное первенство четырёх морей Балтийского, Черного, Азовского и Белого на яхтах и швертботах.

В 1938-1940 годах плавал капитаном на яхте «Рабочий», на которой победил в первенстве ВЦСПС в 300-мильной гонке и занимал неоднократно первые места в гонках на приз ХХIV, ХХV МЮДа, Лоосвода, призы «Открытия навигации» и др.

В 1940 году на Всесоюзном съезде по парусному спорту в Москве сделал доклад, который вошёл в основу по правилам обмера парусно-спортивных судов (корпусов и парусов), на этом же съезде был избран членом Всесоюзной парусной секции. Неоднократно участвовал во Всесоюзных конкурсах по проектированию спортивных гоночных судов, завоевал две первые премии и одну вторую (по классу судов М-30 и М-20). При проведении общегородских парадов на Неве в День физкультурника в Ленинграде дважды являлся флагманом этих парадов.

Совместно с заслуженным мастером спорта И.П. Матвеевым по поручению Всесоюзного комитета по делам физической культуре и спорту была разработана программа по парусному спорту (брошюра Всесоюзного Комитета).

Во время Великой Отечественной войны работал на заводе № 196, принимал активное участие в проведении спортивных мероприятий Ленинграда и являлся председателем Оргбюро городских парусной секции и секции спортсооружений Ленинграда, председателем физкультурного Совета завода № 196, организовал при Дворце пионеров парусную секцию, в которой проводил теоретические занятия со школьниками в количестве 70 человек (среди закончивших занятия многие продолжили заниматься парусным спортом, в том числе будущие мастера спорта В. Попель, Б. Ильин, Петров и др.).

После войны плавал на яхте «Ост» в Хельсинки и был членом яхт-клуба HSS. В Финляндии работал по линии Морского Регистра СССР и построил по заказу Советского Союза парусные грузовые баркентины в количестве 107 штук («Визе», «Рудовез», «Шакальски», «Заря» и др.).

В 1949 году был спроектирован и впервые Советском Союзе построен по его чертежам буер с жёсткими аэродинамическими парусами. В пятидесятые годы по его проекту была построена гоночная яхта международного класса 5,5, на которой сам гонялся, а 1967 году принимал самое активное участие в создании отечественных национальных классов яхт по выработанной технической комиссией Всесоюзной парусной секции «Классификации постройки и обмера спортивных судов», (техническую комиссию возглавлял в течение 9 лет).

С 1947 по 1966 год спроектировал восемнадцать гоночных швертботов национального класса «М», на которых неоднократно завоёвывал призовые и первые места на Балтийских регатах, первенствах СССР и чемпионатах города Ленинграда. На первенствах СССР на судах, построенных по его проектам, было завоевано 6 золотых, 4 серебряных и 2 бронзовых медали.

В пятидесятые-семидесятые годы Сергей Иванович принимал участие в проектировании и был наблюдающим за постройкой мощных ледоколов «Обь», «Лена», «Енисей», первого в мире атомного ледокола «Ленин».

С 1947 по 1957 год являлся членом Всесоюзной парусной секции, возглавлял техническую комиссию, за этот период были отработаны вопросы, направленные на создание парусных судов олимпийских классов.

В 1947 году С.И. Ухину было присвоено звание судьи всесоюзной категории, а два года спустя – мастера спорта СССР.

За последние годы в качестве главного судьи проводил первенство СССР по буерному спорту, Балтийских регатах и других встреч республиканского и городского масштаба.

Сергей Иванович двенадцать лет был председателем правления Центрального яхт-клуба Ленинграда. В этот период было организовано общественно-конструкторское бюро из инженеров и архитекторов. Оно разработало форпроект реконструкции, который лег в основу разработки проектного задания и строительства сооружений Центрального яхт-клуба.

При проектировании ЛенНИИпроектом яхт-клуба в Стрельне являлся главным консультантом по всему комплексу сооружений.

В 1970 году по его инициативе была организована авторская группа яхтсменов-шверботистов, которые разработали техническое задание на проектирование национального учебно-гоночного швертбота, был разработан технический проект швертбота, прошедший все инстанции и согласования, и получил одобрение к его постройке.

С 1947 года являлся членом Ленинградской городской парусной секции и Федерации парусного спорта, возглавляя работу технической комиссии.

В 1979-1880 годах принимал участие в Предолимпийской недели и регате Игр XXII Олимпиады в Таллине в качестве старшего мерителя.

До последнего времени жизни состоял в президиуме городской федерации парусного спорта и был председателем технической комиссии. В Центральном яхт-клубе являлся членом Совета и проводил занятия по аэро- и гидродинамике парусного судна, а также выполнял другие общественные поручения по парусному спорту.

В течение шестидесятилетнего занятия парусным спортом воспитал сотни яхтсменов, получивших квалификации и спортивные разряды.Трудовая и спортивная деятельность С.И. Ухина отмечена премией Совета Министров СССР, орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За оборону Ленинграда», званиями «Заслуженный судостроитель», «Ветеран Балтийского флота», знаками «Почётный работник Министерства морского флота СССР», «Почётный физкультурник».С.И. Ухин скончался 1 апреля 1994 года, похоронен на Киновиевском кладбище.29-uhin-3